Что такое предметные области специальной педагогики и для чего они нужны

Без образования сегодня человеку прожить невозможно. Право на обучение и развитие в нашей стране имеют все без исключения. Особое внимание уделяется при этом детям с ограниченными возможностями здоровья.

При формировании учебно-воспитательного процесса принимаются во внимание вид и тяжесть заболевания, индивидуальные потребности и возможности детей. Такие вопросы решают предметные области специальной педагогики.

Что такое специальная педагогика

Под специальной педагогикой понимается педагогическая деятельность, направленная на развитие индивидуальных способностей, становление личности, обучение, воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждающихся в специализированных индивидуальных способах обучения.

Что такое специальная педагогика

Специальную педагогику иногда также называют коррекционной

Второе название – коррекционная, менее популярно.

Иными словами это особая педагогика, во многом схожая с общей, но имеющая свои отличия.

Например, она теснее переплетается с психологией, медициной, культурологией, социологией, философией.

Предметные области специальной педагогики – это не предметы, а самостоятельные сферы образования.

В том, для чего нужна такая наука и почему нельзя всех обучать одинаково, стоит разобраться поподробнее.

Как возникла специальная педагогика

В прошлом столетии эта наука развивалась как ветвь науки «дефектологии». В 90-е годы получила название коррекционная и руководствовалась основной целью исправлять дефекты.

Однако в рамках теории обучения и воспитания, ориентированных на личность, с учетом индивидуального подхода к каждому, название науки и ее цели были признаны некорректно названными и переименованы.

Принимая во внимание гуманность по отношению к людям с отклонениями в развитии, наука получила признанное во всем мире название – специальная педагогика. А образовательные сферы со специальными учебными заведениями – предметные области специальной педагогики.

Для чего нужна такая наука

Ограниченные возможности здоровья предполагают определенные заболевания, нарушения физического или психического развития от легких форм до тяжелых.

Детям с такими отклонениями не просто трудно, а невозможно посещать обычные детские сады, обучаться в средних школах, получать профессиональное образование наравне со здоровыми детьми.

Они нуждаются в специальных программах обучения и воспитания, специально подобранных условиях и соответственно других учебных заведениях.

Методы обучения требуют иных подходов, специальных технических средств, услуг медиков, психологов и социологов и, что немаловажно, специальной подготовки учителей и преподавателей.

Предметные области специальной педагогики консолидируют все особенности коррекционного образования по отдельным сферам спецпедагогики.

Результатом работы педагогов и специалистов должна стать самостоятельность и уверенность их учеников в себе и в завтрашнем дне, признание действительности такой, какова она есть, способность найти в мире среди разных людей свою нишу для жизни, реализации своих знаний и умений.

Для достижения такого результата педагогика имеет настоящую систему целей, в которую входят:

  • возможная коррекция недостатков,

    Для чего нужна специальная педагогика

    Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют особых подходов в обучении

  • компенсация дефекта с помощью особых педагогических методов и приемов,
  • личностная реабилитация, абилитация (для новорожденных с ограничением здоровья),
  • социальная адаптация, формирование адекватного поведения,
  • развитие чувства собственного достоинства,
  • преодоление комплексов, чувства малоценности,
  • развитие самостоятельности, независимости

Цели достигаются постановкой задач, при решении которых:

  • разрабатываются специальные педагогические технологии,
  • составляются образовательные и коррекционно-развивающие программы,
  • уделяется особое внимание программам профориентации,
  • проводится профессиональная подготовка для детей с отклонениями в развитии,
  • происходит обмен между педагогами наработками, опытом

Однако, единого подхода к обучению и воспитанию таких детей быть не может. Так как каждому, в зависимости от состояния здоровья, требуется индивидуальный подход и отдельные методы обучения.

Принимая во внимание этот факт, специальная педагогика разделилась на предметные области.

Предметные области специальной педагогики

В силу разнообразия физиологических и психических особенностей, по виду заболевания дети распределяются по специальным образовательным учреждениям.

Предметные области специальной педагогики

Сейчас произошла замена многих терминов в педагогике

Выделяют несколько предметных областей:

  1. Сурдопедагогика. Комплекс образовательных и воспитательных методик для слабослышащих, оглохших в определенном возрасте, глухих.
  2. Тифлопедагогика. Образовательно-воспитательная методика для слабовидящих и слепых.
  3. Тифлосурдопедагогика. Педагогический процесс, направленный на обучение и воспитание слепых и глухих.
  4. Логопедия. Обучение и воспитание детей с нарушением речи.
  5. Олигофренопедагогика. Вид специальной педагогики, которая занимается детьми с нарушениями интеллекта и затруднении в обучении.
  6. Специальная педагогика для детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата.
  7. Специальная педагогика для детей с нарушением эмоционально-волевой сферы.

Сегодня появилась тенденция к изменению клинико-психологических понятий, их замене психолого-педагогическими терминами.

Например, вместо «олигофренопедагогика» употребляется термин «педагогика для детей с выраженными/стойкими отклонениями в интеллектуальном развитии», «педагогика детей с недоразвитием познавательной сферы» и др..

Первые специалисты по дефектологии появились в Берлине в начале 17 века. Специальных педагогов подготавливали на курсах при Берлинской королевской школе глухонемых. В России такие курсы появились в Санкт-Петербурге в 1898 году.

Самыми первыми в нашей стране в начале 19 века появились сурдопедагогика и тифлопедагогика. К концу этого же века стала развиваться олигофренопедагогика.

Предметные области специальной педагогики имеют свои собственные педагогические принципы и методики, цели, задачи, способы обучения и воспитания, дифференциацию по возрасту.

Освоенными и изученными возрастными областями педагогики для детей с ограниченным здоровьем являются дошкольный и школьный периоды. Более поздние возрастные периоды менее изучены и нуждаются в дальнейших исследованиях.

Предметные области специальной педагогики и другие науки

Науки можно объединить в отдельные блоки:

  1. Медицинский: анатомия, психиатрия, физиология, невропатология и пр.. Взаимодействие медицинской и педагогической составляющей позволяет получить полномасштабное видение проблемы. Состояние психического и физического состояния ребенка в процессе обучения очень важны для своевременной корректировки учебно-воспитательного процесса.

    Педагогика и другие науки

    Педагогика постоянно пересекается с другими науками

  2. Гуманитарный: психология, социология, философия. Психологические аспекты в сочетании с философией позволят установить между педагогом и воспитанником эмоциональную связь. Обеспечат адекватное восприятие ребенком окружающего мира, необходимости учиться и развиваться. Социология в совокупности с остальными науками блока способствует адаптации в обществе, стимулирует самореализацию.
  3. Педагогический: методика преподавания, принципы общей педагогики. Основой служит общая педагогика, в которую внесены изменения и дополнения с учетом специфики науки.
  4. Лингвистика, психолингвистика. Изучение языка, развитие устной и письменной речи, мышления является одним из основных направлений коррекционного образования. Развивает межличностное общение, расширяет кругозор.

Педагогика тесно связана с различными науками, специальная педагогика – не исключение.

Средства для обучения и воспитания

Предметные области специальной педагогики используют в обучении печатные пособия, учебники, атласы, рабочие тетради.

Средства обучения

Средства для обучения от тетрадей до компьютеров

Учебники для обучения детей с отклонениями отличаются от обычных, зависят от степени отклонения норм развития.

Большую роль играет речь учителя, которая должна быть четкой, грамотной, внятной.

У педагогов должна быть хорошая дикция, умение сконцентрировать внимание учащихся.

В специальной педагогике применяется дактильная речь, использование ручной азбуки.

Буквы в ней называются дактилемы и изображаются пальцами. Из букв складывают слова, из слов составляют предложения. На дактильном языке разговаривают глухие дети.

Также используется речь, в которой слова передаются жестами. Она часто используется в эмоциональном общении людей с хорошим слухом.

Существует зрительное восприятие устной речи, так называемое чтение «по губам». Используется особый вид письма «пиктографическое», с использованием символов. Такие способы общения и обучения применяются для детей, имеющих нарушения речи.

В настоящее время большой популярностью в педагогике пользуется арттерапия. Обучение, воспитание, коррекция проводится с помощью искусства. Такой способ развивает творческие способности детей, повышает уровень развития эстетики и культуры.

Для улучшения восприятия учебного материала используются наглядные пособия. Дидактический материал может быть изобразительным, словесным и предметным.

Хорошо оправдывают себя аудиовизуальные средства обучения, персональные компьютеры.

Все предметные области специальной педагогики имеют собственный учебный материал, который доступен и учитывает особенности и уровень развития учащихся.

Каким должен быть специальный педагог

Традиционное педагогическое образование важно, но его недостаточно для работы с детьми, имеющими особенности в развитии.

Занимаются обучением таких детей педагоги-дефектологи.

Предметные области специальной педагогики разделяют педагогов по направлениям.

В программу подготовки специалистов входят, помимо основ педагогики, медицина, социология, психология.

Качества педагога

Любовь к детям и оптимизм необходимые качества для педагога

В обязанности педагога-дефектолога входят:

  • проведение профилактической работы,
  • образовательная деятельность,
  • коррекционная работа,
  • педагогическая диагностика,
  • планирование учебного процесса,
  • участие в исследовательской работе,
  • повышение квалификации, самообразование

Помимо качественного образования, педагог должен обладать особыми личностными качествами:

  • добротой, терпением, тактичностью, любовью к детям,
  • усидчивостью, эрудированностью,
  • целеустремленностью, толерантностью, ответственностью,
  • внимательностью, стрессоустойчивостью, хорошей памятью,
  • оптимизмом, коммуникабельностью, высоким уровнем интеллекта

Педагог-дефектолог должен обладать этими качествами в полной мере для успешной работы и достижения желаемого результата.

Необходимость развития специальной педагогики очевидна. Поддержать и проявить заботу о тех, кто слабее – обязанность каждого человека. Помочь справиться с трудностями и обрести гармонию с миром и с самим собой необходимо всем.

Получить специальность такого педагога можно во всех педагогических вузах и училищах страны. Для поступления потребуются ЕГЭ по биологии, русскому языку, обществознанию и математике.

Определиться с предметной областью специальной педагогики можно непосредственно в учебном заведении, выбирая определенное направление при поступлении в магистратуру.

Выпускники могут работать в учебных заведениях всех видов и уровней, в коррекционных дошкольных, школьных, медицинских учреждениях, благотворительных организациях, в частном режиме, а могут стать работниками социальной защиты.

Помочь тем, кто отличается от других, призваны предметные области специальной педагогики. А позволить поверить в себя и ощутить полноценным человеком – специальный педагог (дефектолог).

В этом видео вы узнаете, как педагоги корректируют психосоматические расстройства у детей:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Edufan.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: