Творческие способности младших школьников: выявление, методики, наблюдение, развитие

Методика выявления творческих способностей младших школьников основана на учебной деятельности. Она не только выявляет знания и умения, необходимые для жизни в социуме. Основная цель методики развитие личности и ее самореализация, создание собственных идей и их воплощение в жизнь. 

Под способностями к творчеству понимается изменение реальности с помощью неординарных, новых, неповторимых идей. Оценивая уровень таких способностей, следует учитывать разную степень развития детей. Большую роль играют: восприятие, воображение, находчивость, оригинальность.

Диагностика на выявление творческих способностей у младших школьников

Диагностировать творческие и умственные способности необходимо с раннего возраста. Это выявляет показатели развития ребенка.

Диапазон способностей зависит от физического здоровья, восприятия окружающего мира, воспитания и психоэмоционального состояния:

  • минимальное проявление (отставание),
  • соответствующий возрасту уровень (нормальное развитие),
  • проявление высокого уровня (опережение).

Основной целью диагностики является своевременное выявление отстающих и одаренных детей. Это позволяет разработать в дальнейшем мероприятия, направленные на дальнейшее развитие школьников.

К распространенным методам диагностики относится тестирование:

  • графическое,
  • устное,
  • ситуативное.

Для достижения максимально эффективного результата методики комбинируют.

Методы и методики изучения 

Применение эффективных методик изучения креативных способностей выстраивается следующим образом.

  • Первичная диагностика. 

Проводится письменное анкетирование родителей и детей. Организовывается наблюдение за детьми в школе и дома.

  • Проведение специальной диагностики.

На втором этапе проводятся тесты, заполняются анкеты, выполняются творческие задания.

Для определения способностей ребенка к творчеству предлагают ответить на перечень вопросов взрослым: родителям и педагогам. Для этого хорошо использовать «Карту одаренности». Этот тест разработан по методике Хаана и Каффа. Опросный лист может включать до 80 вопросов. Время на ответы: 15 минут. После обработки результатов выявляется степень одаренности ребенка. Удобная систематизация итогов показывает, какой вид способностей в настоящее время у ребенка развит. Десять полученных оценок составляют «индивидуальный портрет» способностей. На основе полученного результата можно составить программу развития личности.

Вторая по популярности методика – анкетирование «Палитра интересов». Вопросы в анкетах составлены с учетом отражения интересов ребенка в нескольких сферах: 

  • математика и техническое направление, 
  • гуманитарная область, 
  • деятельность в области искусства, 
  • развитие,
  • спортивное направление, 
  • коммуникация,
  • естествознание,
  • домашние обязанности.

Используя методику, можно изучить наличие/отсутствие определенных способностей у ребенка. Затем провести более точную диагностику по более или менее развитым направлениям.

Диагностирование способностей родителей

Для выявления предполагаемого уровня креативности ребенка проводят тестирование его родителей. Для этого используют специальную анкету «Степень развития креативности».

В ней собраны утверждения об отношении к различным процессам.  С помощью знаков «+»/«-» участники отмечают своё согласие (несогласие) рядом с пунктом.

  1. Мне не импонирует работа с четко выработанным алгоритмом.
  2. Мне нравится абстрактная живопись, я ее понимаю.
  3. Я не люблю делать работу, регламентированную инструкциями.
  4. Я не люблю посещать музеи. В них все скучно и однообразно.
  5. Я люблю фантазировать.
  6. Увлечения вносят в жизнь человека дополнительный интерес.
  7. Я могу с удовольствием смотреть несколько раз один и тот же спектакль. Актеры играют по-разному, а новая интерпретация делают просмотр увлекательным.
  8. По моему мнению лучше быть закройщиком. Это проще, чем быть портным.
  9. Мне нравится процесс работы. Меня мало интересует, какой получится результат.
  10. Любое дело требует творческого подхода.
  11. Я часто сомневаюсь в том, что другие признают правильным.
  12. Мне не хочется выстраивать свою жизнь по определенным правилам.
  13. Мне нравится работа художников.
  14. Мне нравится ходить разными дорогами.

Результат определяется подсчетом знаков «+»: 

  • от 0 до 5 баллов: низкий уровень,
  • от 6 до 9 баллов: средний уровень,
  • от 10 до 14 баллов: высокий уровень.

Для младших школьников применяются специальные методы определения.

Методы развития и диагностики творческих способностей младших школьников

методика выявления творческих способностей младших школьниковСамым распространенным методом выявления способностей признан тест «Дорисовка фигур» (авторы: О.М. Дьяченко, А.И. Кирилова). Диагностика позволяет оценить продуктивность и оригинальность подхода к выполнению.

Детям раздаются карточки, на которых изображены фигуры. Сложность теста определяется возрастом и развитием ребенка. Например, на карточке могут быть изображены только круги. Дорисовывая каждый круг, дети по своему представлению доводят их до высшей степени сходства с различными предметами. На карточке также могут быть изображены несколько фигур, образуя некоторую заготовку для рисунка, который нужно закончить по фантазии.

Возможные результаты диагностики:

  • «Нулевой» тип.

Ученик не дорисовывает фигуру. Возможно, он изобразит какой-либо свой рисунок рядом с фигурой. Причина: неправильное восприятие задачи, игнорирование просьбы, проявление собственной фантазии.

  • «Первый» тип. 

Школьник дорабатывает фигуру так, что она становится одной из элементов изображения. Получается схематическое изображение какого-либо предмета без мелких и подробных деталей.

  • «Второй» тип.

Фигура дорисовывается с мелкими деталями и подробностями так, что получается сложное изображение.

Вторым по популярности тестом на выявление способностей признается методика, разработанная  Е.А. Панько «Придумай игру». Цель: придумать новую игру, ее название, определить количество участников, правила игры, инвентарь и пр. При этом определяются способности ребенка к прогнозированию, организации деятельности, быстрому решению проблем.

Ученику дают задание – придумать игру, которое необходимо выполнить в течение 5 минут. Затем ребенку задаются вопросы, на которые он должен ответить.

  1. Какое название у игры?
  2. Что она собой представляет? Для чего в нее играют?
  3. Сколько игроков требуется?
  4. Какие роли у участников?
  5. Какое место выбирают для игры?
  6. В чем заключаются правила?
  7. Как (чем?) должна заканчиваться игра?
  8. Какие бонусы (штрафные очки) получают игроки?

При ответах внимание педагогов обращается не на речь, а на полноту и содержание придуманной игры. При затруднениях рекомендуется задавать школьнику наводящие вопросы, однако избегать подсказок.

Использование ситуативной методики

Для выявления творческих способностей также хорошо подходит методика «Вербальная фантазия», разработанная Р.С.Немовым.

Школьник за 1 минуту должен придумать рассказ/историю/сказку о каком-либо одушевленном герое: животном, вымышленном существе, либо  о неодушевленном предмете, на усмотрение ребенка. Придуманную историю нужно рассказать в течение 5 минут. 

Креативность школьника оценивается по следующим признакам:

  1. Быстрота создания сюжета,
  2. Оригинальность содержания,
  3. Степень применения реальных и не реальных персонажей,
  4. Характеристика образов.

Результат оценивается по 2-хбальной шкале по каждому пункту:

  • О баллов – попытка не удалась,
  • 1 балл – средняя степень развития,
  • 2 балла – высокая степень.

Часто используется ситуативная методика, например, «Как спасти зайку?» (Автор: В. Кудрявцев).

Предметы: игрушка – заяц, тарелка, ведерко, деревянная палочка, ненадутый воздушный шарик, чистый лист бумаги.

Список предметов можно дополнять, менять в зависимости от ситуации. Описание применения методики:

  1. знакомство с игрушкой – главным героем истории,
  2. моделирование ситуации,
  3. постановка задачи.

Пример: зайка (котик, мишка и пр.) попал в бурю на корабле и теперь тонет вовремя шторма. У нас есть предметы, которые мы можем применить для спасения зайки. Что мы выберем? И как будем спасать?

Ребенок выбирает предметы, предлагает решение задачи. Его просят обосновать выбор.

Оценка происходит по 3-хбальной системе.

  • Использование готовых предметов – 1 балл: блюдце, ведерко, палочка.
  • Палочка превращается в бревно: 2 балла.
  • Третий уровень доработка: 3 балла.

Последний уровень предполагает использование предметов в качестве, непредставленном на первый взгляд. Например: надуть шарик, сделать из бумаги кораблик. Высший балл выставляется при преобразовании предметов, доработки материала.

Ключи к развитию креативности

Для того, чтобы целенаправленно развивать креативность и расти творчески, определяют основные понятия: «ключи» к запуску. Под ними понимаются факторы, которые способствуют появлению, развитию и дальнейшему использованию ребенком собственного потенциала.

  1. Знания. 
  2. Способность контролировать ситуацию. 
  3. Опыт. 

Необходимо накапливать позитивный опыт детей, которые научились применять творческое мышление. Важно делиться этим опытом с другими школьниками.

  • Поддержка лидеров.

Выделение детей с ярко выраженными способностями так, чтобы не «перехвалить» и не умалить старания остальных.  Воспитание в успешных детях готовности делиться и опытом в достижении успеха. 

  • Награды и поощрения. 
  • Сила эмоций. 

Поддержка хорошего настроения ребенка даже в случае неудачной попытки стимулирует «веру в следующий раз».

  • Широкий кругозор.

Чтение, собеседование, обсуждение прочитанного развивают способность к креативному творчеству.

  • Независимость, отсутствие «якоря». 

Детям, способным легко переключаться с идеи на идею легче проявлять гибкость. 

  1. Способность к игре. 
  2. Настойчивость. 
  3. Способность к сопереживанию. 

Дети, умеющие слышать окружающих, обладают даром «групповой» креативности. Они способны воспринимать нереализованные идеи других детей, добавлять в них что-то свое и представлять как совместное решение.

  1. Развитие уважения к себе.
  2. Изобретательность, открытость мышления. 
  3. Способность выходить за рамки. 

Создание комбинаций идей и решений, объединение идей в группы по направлению стимулирует развитие креативности.

  1. Самоанализ. 

Подведение итогов тестирования, игры или опроса должно стимулировать ребенка развиваться далее, а не «зацикливаться» на неудачном результате. 

  1. Баланс между чувствами и мышлением. 
  2. Смелость, уверенность в себе. 
  3. Способность рисковать.

Необходимо объяснить ребенку, что не все, даже самые смелые креативные решения обречены на успех. Готовность рискнуть и потерпеть поражение должно стимулировать к дальнейшему совершенствованию идеи. 

  • Понимание и приоритет креативности.

 Мыслить творчески чаще, чем это обычно получается – девиз каждого дня.

  • Ответственность. 

Это потенциал, который не позволит выдать чужие идеи за свои. В то же самое время ответственность должна отличаться от рутины. Она не должна мешать осуществлению творческих идей.  

  • Дисциплина.

Для создания креативных моментов с серьезным результатом ребенку придется приложить усилия. 

  • Здоровье. 

Временные трудности объясняются ухудшением самочувствия ребенка. Необходимо уделять внимание отдыху.

  • Самообучение. 

Усиливать факторы (ключи) означает способствовать развитию условий для творчества.

Диагностика: научные подходы, принципы и критерии

Диагностировать креативность невозможно без изучения и применения научности, на которой основаны способы, принципы и критерии.

Научные подходы к исследованию 

В процессе изучения расположенности к творчеству выделяют два подхода.

  • Изучение креативности, как процесса творческой познавательной деятельности. В основе взаимодействие интеллекта, умозрительных способностей, проявление их на практике.

Над подходом работали: Д. Гилфорд, С. Медник, А. Пономарёв, Э. Торренс, С. Тейлор. Принципы основаны на исследовании, которое показывает: как влияет интеллект на процесс создания оригинальных новых идей. Наблюдаться при этом могут разные люди.

  • Изучение самой творческой личности.

Здесь речь идет о комплексе творческих способностей одного человека. В основе подхода создание «портрета» творческой личности. Это направление развивали: А. Маслоу, Д. Богоявленская, Ф. Баррон. 

Принципы методики диагностики творческих способностей

При выборе способов исследования креативных способностей необходимо учитывать возраст ребенка и условия проведения тестирования. 

Диагностические методики нацелены на выявление стереотипного мышления. Основной индикатор креативности – отдалённость от штампов, полный отказ от стереотипов.

Неординарность определяют по частоте выдачи необычных ответов. Уникальность оценивается соотношением количества новых идей и общего количества ответов.

Итог исследования не всегда может отразить степень способности человека к креативному мышлению. Творчество может проявиться у каждого человека спонтанно и быть нерегулируемым.

Несовершенство всех разработанных тестовых методик основано на общем подходе. Они не учитывают «эффект неожиданности» проявления индивидуальных особенностей в конкретной ситуации.  

Критерии оценки

Показатели, по которым определяют уровень:

  • быстрота и непринужденность проявления креативности (подсчитывается количество предложенных вариантов за время выполнения задания),
  • «гибкость» ответов (умение переключаться),
  • оригинальность (частота повторений одного и того же ответа).

Удобным и простым способом проверки способностей к творчеству признается тест, разработанный  Элисом Полом Торренсом. Он состоит из трех частей, которые характеризуют вид творчества: 

  • вербальное, 
  • изобразительное, 
  • звуковое. 

Время выполнения теста жестко не ограниченно, на усмотрение педагога. Для оценки рассматривают следующие критерии:

  1. Беглость/скорость – количество выданных ответов за период времени.
  2. Вариативность ответов (гибкость).
  3. Необычность (эксклюзивность, оригинальность).
  4. Подробности.

Проведенные исследования определили критерии оценки для ориентира.

  • Внимательность (сосредоточенность на задаче).
  • Разносторонность (множество подходов).
  • Гибкость (легкость переключения с одного утверждения на другое).
  • Оригинальность (отказ от штампов и стереотипов).
  • Вариативность (многообразие вариантов).
  • Конкретность (определенность и четкость подхода).
  • Абстрактность (умение отойти от реальности мира).
  • Гармония (логичность и последовательность предложений).
  • Независимость (отсутствие страха перед выбором решения).
  • Открытость восприятия (восприятие новизны и проявление интереса). 

Использовать приведенные в статье методики можно в школе, центрах дополнительного образования, дома. Способы диагностирования адаптируются под каждого ребенка с учетом особенностей его развития.

О развитии творческих способностей дошкольников и младших школьников в следующем видео:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Edufan.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: