Как избежать конфликта с преподавателем

Конфликт студента и преподавателя — не очень частая, но и не такая уж редкая ситуация. В современных условиях обе стороны часто слишком требовательны, причем уровень этих требований постоянно повышается. Нередки взаимная нетерпимость и неумение перейти от авторитарного стиля к педагогике сотрудничества.

Рассмотрим причины подобных ситуаций и как можно избежать конфликта.

Завышенная самооценка студента

К сожалению, это наиболее частая причина конфликта. Человек с завышенной самооценкой не может воспринимать себя адекватно, переоценивает свои возможности. Каждую неудачу и критику в свой адрес он воспринимает болезненно, стремится переложить вину на других и оправдать себя.

Поведение индивидуума с завышенной самооценкой может стать настолько неадекватным, что будет причиной психических расстройств. К счастью, это бывает нечасто.

У студентов с завышенной самооценкой часто возникает синдром отличника, они считают, что все должны делать и делают идеально. Часто такие учащиеся стремятся навязать собственное мнение, в том числе, преподавателю, не воспринимают критику, что, естественно, приводит к конфликтным ситуациям. Для их разрешения от преподавателя требуется терпимость и высокий уровень профессионализма.

Пример: Студентка языкового вуза считала несправедливыми тройки по английскому языку, объясняя это тем, что при общении с иностранцами на заграничном курорте они хвалили ее произношение и уровень знания языка.

Преподаватель объяснила учащейся разницу между бытовым и профессиональным уровнем владения иностранным языком и порекомендовала список литературы и дополнительные материалы. На этом конфликт был исчерпан.

Субъективные причины

Причиной конфликта может стать личная неприязнь, особенно если студент систематически не посещал занятия и претендует на высокую оценку.

Но иногда преподавателя раздражает внешний вид, прическа студента или манера его речи, что становится причиной конфликта между ними. В сети Интернет студентки описывают случаи, когда им снижали оценки или относились предвзято за слишком яркий маникюр или не ту прическу, одежду. К субъективным причинам относится психологическая несовместимость преподавателя и студента, что приводит к накапливанию взаимного раздражения и неприязни.

Конфликт провоцируют грубость и бестактность, которые может проявлять как студент, так и преподаватель. Особенно неприятно, когда со стороны преподавателя подобные личностные качества сопровождаются мстительностью на экзамене.

В этом случае можно подать заявление в деканат о переводе в другую группу (подгруппу) или о том, чтобы сдавать экзамен другому преподавателю. Но следует иметь в виду, что существует такое понятие, как преподавательская солидарность. Поэтому существует большая доля, что вероятности другой экзаменатор будет на стороне преподавателя.

Исключение составляет случай, когда студент платит за обучение. Вуз не заинтересован в отчислении такого студента и скорее пойдет ему навстречу. Кроме того, методы решения подобных ситуаций могут быть описаны в договоре, который следует внимательно прочитать (лучше всего сделать это еще до поступления).

Официально установленная процедура изменения полученной оценки, несправедливой по мнению студента, подача апелляции на оценку. Правила апелляции можно узнать в деканате. В заявлении нужно без лишней эмоциональности описать факты предвзятого отношения и другие факторы, которые повлияли на оценку.

Обычно в вузе есть официально установленные правила разрешения любых конфликтов. Но на деле они работают не всегда. Иногда это случается просто потому, что студенты не знают своих прав и не умеют или боятся их отстаивать.

Юношеский максимализм

Проявляется в излишней категоричности и скепсису по отношению к любым действиям преподавателя. Такие студенты, особенно первокурсники, часто перебивают преподавателя во время лекции, чтобы высказать свое мнение или задать вопрос.

Таким студентам нужно стараться соблюдать этику делового общения, стараться понять (не обязательно принять) точку зрения другого человека. Хорошо, если этот процесс будет обоюдным. Следует помнить, что нужно оценивать знания и интеллект, но не отдельные поступки, и стараться следовать принципу взаимной вежливости.

А преподавателям хорошо вспомнить себя в возрасте студента и понять, что подобные явления обычно быстро проходят по мере взросления личности. Естественно, если они не сопровождаются невоспитанностью и скверным характером.

Расхождение во взглядах

Это еще одна причина возможных конфликтов. Интересно, что они не обязательно касаются преподаваемого предмета. Причиной споров может стать организация учебного процесса или методы преподавания. Иногда это политические разногласия, особенно если предмет связан с историей и другими общественными дисциплинами.

Чтобы не доводить ситуации до конфликта, необходимо проявлять терпение и тактичность, причем с двух сторон. Хорошим выходом будет поиск взаимных компромиссов.

К этой же группе можно отнести так называемый конфликт поколений. Это вечная проблема отцов и детей, хорошо описанная в классической литературе. Ее причины лежат в различных представлениях о жизненных ценностях, отличиях в жизненном опыте.

Возможные последствия

Последствия конфликта могут быть достаточно серьезными как для преподавателя (выговор и даже увольнение), так и (гораздо чаще) для студента.

Для учащегося это может быть в лучшем случае нервотрепка и неприятные воспоминания об учебе, а в худшем варианте — отчисление из вуза за несданный экзамен или по другой причине. Не менее болезненной может стать несправедливо полученная тройка и, как результат, лишение стипендии.

В любом случае лучше искать компромисс и мирные пути разрешения конфликта.

Профилактические меры

Любой конфликт легче предупредить, чем лечить. Для этого преподавателю нужно на первом же занятии ознакомить студентов с программой курса и четко сформулировать, какие требования к ним предъявляются.

Следует помнить, что современные студенты ценят такие качества, как тактичность, любовь к предмету, широкую эрудицию и профессиональную компетентность. И нужно стараться любую нестандартную ситуацию не доводить до открытого конфликта.

А студентам ни в коем случае не нужно устраивать различные провокации или пытаться мстить преподавателю, особенно противозаконными методами. Тем более, что исследования психологов показали: люди очень редко получают от мести удовлетворение.

Если конфликт не у одного студента, а у всей группы, нужно начинать его разрешение со встречи с заведующим кафедрой или представителями деканата (ректората), а также проректором по учебной работе. Предварительно можно посоветоваться с куратором группы, который обычно стремится избежать острых углов и как можно быстрее найти разрешение конфликтной ситуации. Если ничего не помогает, нужно писать жалобу с министерство, которому подчиняется учебное заведение.

При наличии в поведении преподавателя коррупционной составляющей (вымогательство взятки) следует обращаться в ближайшее отделение полиции или прокуратуру.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Edufan.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: